Математика кажется нам отвлеченной только потому, что мы не замечаем применения ее принципов в природе.
П. Чаадаев
Тема « Решение треугольников».
Цели урока:
· систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Решение треугольников» Обобщить знание теорем синусов, косинусов, методы решения треугольников и применения их в ходе решения задач.
· способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, анализировать условие задачи, составлять модель решения.
·способствовать развитию умений и навыков применять математические знания к решению практических задач, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях.
·содействовать воспитанию чувства ответственности, активности, умения общаться, интереса к математике.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование урока: раздаточный материал, модели треугольников, измерительные приборы, таблица Брадиса
Ход урока
1. Организационный момент.
Один мудрец сказал: « Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – это треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная.
2. Формулировка темы и целей урока:
- Какие темы мы изучали?
- С какой основной целью?
- Сегодня нам предстоит обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Решение треугольников»
-подпишите свои оценочные листы (см.Приложение)
-проверка домашнего задания.
- прошу самостоятельно оценить выполнение домашнего задания
3. Стадия вызова. Тест на определение истинности (ложности) утверждения и правильности применения формулировок определений, теорем Повторение некоторого теоретического материала по теме: «Треугольник»
|
Равно бедрен ный |
Прямо уголь ный |
Остро уголь ный |
Равно сторон ний |
Тупо уголь ный | |
1 |
В треугольнике все высоты равны. |
|
|
|
|
|
2 |
Косинус угла отрицателен |
|
|
|
|
|
3 |
Треугольник со сторонами 8,19,8 |
|
|
|
|
|
4 |
Синус угла отрицателен |
|
|
|
|
|
5 |
Треугольник со сторонами 5, 7, 10 |
|
|
|
|
|
6 |
Сумма двух углов меньше 900 |
|
|
|
|
|
7 |
Сторона тр. является диаметром окружности |
|
|
|
|
|
8 |
2 угла по 500 |
|
|
|
|
|
9 |
Квадрат стороны треугольника больше суммы квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними |
|
|
|
|
|
10 |
Треугольник со сторонами 5,3,4 |
|
|
|
|
|
4. Взаимопроверка. Критерии оценки:
Верных 66 – оценка «5».
65-49 – оценка «4»
48 -38 – оценка «3»
Менее37 – оценка «2»
5. Заполнение оценочного листа.
6. Корзина идей .Что я знаю по данной теме? Какие основные понятия охватывают данную тему (Работа в паре )(Жетоны за верные ответы)
1) Учащиеся обсуждают ответ на вопрос в парах, записывают результаты обсуждения на листах бумаги.
2) Общее обсуждение и запись на доске в виде кластера по теме: «Решение треугольников».
Пропорциональность Стороны треугольников Решение треугольников
Теорема
синусов. Теорема косинусов
Радиус окружности Углы Квадрат стороны
- И, прежде, чем приступить к решению задач, нам необходимо вспомнить
1) Каковы единицы измерения синуса? Почему?
2) Чему равен тангенс 450?. Обоснуйте этот факт
7. Стадия осмысления (работа в паре, дифференцированное задание )
Оценка «3»
Заполнить пропуски в решении задач.
1) 2)
|
|
|
|
Оценка «4»
Задача №1. Футбольный мяч находится на расстоянии 25 м от одной штанги
ворот и 24м от другой. Найдите угол попадания мяча в ворота. Ширина ворот 7м.
Оценка
«5» Задача №2. Два
геолога находятся на одном берегу реки на расстоянии 300м друг от друга. Один
видит дерево на противоположном берегу под углом 30˚, а другой это же дерево –
под углом 67˚. Найдите, на каком расстоянии от дерева находится каждый из них.
Ответ: 1) 150:0,992=151,2м . 2) 300*0,92:0,992=278м
8. Решить задачу (Устно). Таксономия Б.Блума Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, широко используется педагогами, занимающимися проблемой формирования критического мышления. Он указывает на шесть областей применения критического мышления. Обычно эти области изображаются в виде треугольника. Имея лист бумаги размером 37*100 см, можно ли изобразить и сделать надписи, если известно, что на верхней ступени поместилось слово «ОЦЕНКА» и размеры части треугольника таковы: угол при вершине равен 1200, а боковая сторона равна 10 см . Слова необходимо разместить в слeдующей последовательности, считая от основания: ЗНАНИЕ, т.е. то, на чём основывается наше образование; следом - ПОНИМАНИЕ, не менее важная область ; затем: ПРИМЕНЕНИЕ это основная задача нашего образования. АНАЛИЗ и СИНТЕЗ позволяют нам делать необходимый отбор и учат возможности широкого применения своих знаний. ОЦЕНКА – это наш результат. Помогите мне рассчитать поместится ли слово ПРИМЕНЕНИЕ на 3 ступени считая снизу, если слово оценка заняло свою позицию.
9. (Мозговой штурм):
-Давайте делиться своими идеями, которые придут вам в голову, и не бойтесь ошибиться, любая мысль может дать нам новое направление поиска.
Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений
Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. После обсуждения: « Кто быстрее решит задачу?» (решаем по действиям )
Физминутка
- Откинулись на спинку стула, потянулись, запрокинули головы. Повторить ещё раз.
Зачем нужны эти задачи?
Римляне вообще занимались лишь одной практической и прикладной стороной математики, необходимой для землемерия, строительства городов, технических военных сооружений. Нить практической геометрии тянулась от вавилонян и древних египтян через Герона вплоть до новых времен.
10...Если хочешь разобраться в человеке, то, по совету В. Высоцкого, «…парня в горы тяни, рискни; не бросай одного его- ведь он в связке с тобой одной.. Там поймёшь, кто такой ..(Песня … В Африке горы вот такой высоты…) Работа в группах.
Задача: Вычислить недоступные величины , произведя возможные измерения . (закрыты макетом гор и вулкана сторона и угол в треугольниках ).
Ответы проверить измерением искомой величины после решения .
Рассказ из истории геометрии. (Дополнительно)
Советского инженера было трудно представить без: логарифмической линейки и таблиц Брадиса. Оба этих предмета были необходимы для производства расчетов. Оба сейчас повсеместно вытеснены калькуляторами и компьютерами. По известности среди советских «технарей» творение Владимира Модестовича Брадиса (1890 – 1975) было сравнимо с теоремой Пифагора. И вполне заслужено. «Таблицы Брадиса» оказались в свое время таким же усилителем интеллекта, каким сейчас мы почитаем компьютер и калькулятор. Мы уже так привыкли к этим «считающим коробочкам», что не удивляемся безошибочно выдаваемому ими результату. А удивиться бы не мешало. В самом деле, откуда калькулятору известно, что sin (14o) = 0.2419?
Калькулятор (и компьютер тоже) каждый раз вычисляет это значение, пользуясь известным математикам еще с 17-го – 18-го веков способом представления функции в виде степенного ряда.
На слайде показано представление в виде степенного ряда функции синуса. Первая формула, всего четыре слагаемых, уже позволяет рассчитать значение синуса для любого аргумента, x, с очень высокой степенью точности, до шестого-седьмого знака после запятой. Для практики обычно требуется точность в три-четыре знака после запятой. Чтобы рассчитать с такой точностью значение синуса, в формуле достаточно уже трех первых слагаемых, а иногда и двух. Правда, не так уж много простых арифметических действий надо для этого совершить?
еще с 17-го – 18-го веков, запрограммированы в микросхеме калькулятора или в программе компьютера и выполняются в тот момент, когда мы нажимаем на клавишу функции синуса. Кропотливых расчетов В. М. Брадису предстояло проделать много; его заслуга состояла в том, что он придумал способ, позволяющий до минимума сократить утомительные расчеты, а результаты представить в виде таблиц..
3. Заполнение оценочных листов. Д/з
Задания на оценку «5»
Задача №1. Найдите биссектрисы треугольника, если одна из его сторон равна a, а прилежащие к этой стороне углы равны α и β.
______________________________________________
Задания на оценку «4»
Задача №1. Найдите стороны треугольника АВС, если ÐА=45°, ÐС = 30°, а высота AD равна 3 м.
Задача №2. В треугольнике АВС, АС=12 см, ÐА=75°, ÐС = 60°. Найдите АВ и SABC.
_____________________________________________________
Задания на оценку «3»
С помощью теорем синусов и косинусов решите треугольник АВС, если:
1) ÐА=60°,ÐВ=40°, с=14;
2) ÐА=80°, a=16, b=10;
3) a=14, b=18, c=20.
_________________________________________________________________________