"Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Каменка ауылының  жалпы орта  білім беретін  мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение  "Общеобразовательная школа  села Каменка отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области

Әлеуметтік желілерімізде

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Открытый урок в 9 классе по геометрии на тему« Решение треугольников»

02.03.2017

Математика кажется нам отвлеченной только потому, что мы не замечаем применения ее принципов в природе.

П. Чаадаев

Тема « Решение треугольников».

Цели урока:

· систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Решение  треугольников»   Обобщить знание  теорем  синусов, косинусов, методы решения треугольников и применения их в ходе решения задач.

· способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, анализировать условие задачи, составлять модель решения.

·способствовать развитию умений и навыков применять математические знания к решению практических задач, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях.

·содействовать воспитанию чувства ответственности, активности, умения общаться,  интереса к математике.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование урока: раздаточный материал, модели треугольников, измерительные приборы, таблица Брадиса

                                                            Ход урока

1. Организационный момент.

Один мудрец сказал: « Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – это треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная.

2. Формулировка темы и целей урока:

- Какие темы мы изучали?

- С какой основной целью?

- Сегодня нам предстоит обобщение и коррекция  опорных знаний по теме «Решение треугольников»

 -подпишите  свои оценочные листы (см.Приложение)

-проверка домашнего задания.

- прошу самостоятельно оценить  выполнение домашнего задания

3. Стадия вызова.   Тест на определение истинности (ложности) утверждения и правильности применения формулировок определений, теорем  Повторение некоторого теоретического материала по теме: «Треугольник»

 

Равно

бедрен

ный

Прямо

уголь

ный

Остро

уголь

ный

Равно

сторон

ний

Тупо

уголь

ный

  1

В треугольнике все высоты равны.

 

 

 

 

 

  2

Косинус угла  отрицателен

 

 

 

 

 

3

Треугольник со сторонами 8,19,8

 

 

 

 

 

4

Синус угла отрицателен

 

 

 

 

 

5

Треугольник со сторонами 5, 7, 10

 

 

 

 

 

6

Сумма двух углов меньше 900

 

 

 

 

 

7

Сторона тр. является диаметром окружности

 

 

 

 

 

8

2 угла по 500

 

 

 

 

 

9

Квадрат стороны треугольника больше суммы квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними

 

 

 

 

 

10

Треугольник

со сторонами 5,3,4

 

 

 

 

 

4.      Взаимопроверка. Критерии оценки: 

Верных 66 – оценка «5».

65-49 – оценка «4»

48 -38 – оценка «3»                                                                                                       

Менее37 – оценка «2»

5. Заполнение оценочного листа. 

6. Корзина идей .Что я знаю по данной теме? Какие основные понятия охватывают данную тему (Работа в паре )(Жетоны за верные   ответы)

1)  Учащиеся обсуждают ответ на вопрос в парах, записывают результаты обсуждения на листах бумаги.

2) Общее обсуждение и запись на доске в виде кластера по теме: «Решение треугольников».

Пропорциональность           Стороны треугольников       Решение треугольников

 

                                Теорема

синусов.   Теорема косинусов

 

               Радиус окружности          Углы                 Квадрат стороны                

 

- И, прежде, чем приступить к решению задач, нам необходимо вспомнить

1) Каковы единицы измерения синуса?  Почему?

2)  Чему равен тангенс 450?. Обоснуйте этот факт

7. Стадия осмысления  (работа в паре, дифференцированное задание )

Оценка «3»

Заполнить пропуски в решении задач.

1) 2)

Оценка «4» 

Задача №1.  Футбольный мяч находится на расстоянии 25 м от одной штанги

ворот и 24м от другой. Найдите угол попадания мяча в ворота. Ширина ворот 7м.

Оценка

«5» Задача №2.  Два

геолога находятся на одном берегу реки на расстоянии 300м друг от друга. Один

видит дерево на противоположном берегу под углом 30˚, а другой это же дерево –

под углом 67˚. Найдите, на каком расстоянии от дерева находится каждый из них.

Ответ: 1) 150:0,992=151,2м .  2)  300*0,92:0,992=278м

8. Решить задачу (Устно). Таксономия Б.Блума Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, широко используется педагогами, занимающимися проблемой формирования критического мышления. Он указывает на шесть областей применения критического мышления. Обычно эти области изображаются в виде треугольника. Имея лист бумаги размером 37*100 см, можно ли изобразить и сделать надписи, если известно, что на верхней ступени поместилось слово «ОЦЕНКА» и размеры части треугольника таковы: угол при вершине равен 1200, а боковая сторона равна 10 см . Слова необходимо разместить в слeдующей последовательности, считая от основания: ЗНАНИЕ, т.е. то, на чём основывается наше образование; следом - ПОНИМАНИЕ, не менее важная область ; затем: ПРИМЕНЕНИЕ это основная задача нашего образования. АНАЛИЗ и СИНТЕЗ позволяют нам  делать необходимый отбор и учат возможности широкого применения своих знаний. ОЦЕНКА – это наш результат. Помогите мне рассчитать поместится ли слово ПРИМЕНЕНИЕ на 3 ступени считая снизу, если слово оценка заняло свою позицию.

9.  (Мозговой штурм):

-Давайте делиться своими идеями, которые придут вам в голову, и не бойтесь ошибиться, любая мысль может дать нам новое направление поиска.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на  данный момент ресурсов. После обсуждения:  « Кто быстрее решит задачу?» (решаем по действиям )

Физминутка

- Откинулись на спинку стула, потянулись, запрокинули головы. Повторить ещё раз.

Зачем нужны эти задачи?

Римляне вообще занимались лишь одной практической и прикладной стороной математики, необходимой для землемерия, строительства городов, технических военных сооружений. Нить практической геометрии тянулась от вавилонян и древних египтян через Герона вплоть до новых времен.

10...Если хочешь разобраться в человеке, то, по совету В. Высоцкого,  «…парня в горы тяни, рискни; не бросай одного его- ведь он в связке с тобой одной.. Там поймёшь, кто такой ..(Песня … В Африке горы вот такой высоты…) Работа в группах.

 Задача:      Вычислить недоступные величины , произведя возможные измерения . (закрыты макетом гор и вулкана сторона и угол в треугольниках ).

Ответы проверить измерением искомой величины  после решения .

Рассказ из истории геометрии. (Дополнительно)

Советского инженера было трудно представить без: логарифмической линейки и таблиц Брадиса. Оба этих предмета были необходимы для производства расчетов. Оба сейчас повсеместно вытеснены калькуляторами и компьютерами. По известности среди советских «технарей» творение Владимира Модестовича Брадиса (1890 – 1975) было сравнимо с теоремой Пифагора. И вполне заслужено.  «Таблицы Брадиса» оказались в свое время таким же усилителем интеллекта, каким сейчас мы почитаем компьютер и калькулятор. Мы уже так привыкли к этим «считающим коробочкам», что не удивляемся безошибочно выдаваемому ими результату. А удивиться бы не мешало. В самом деле, откуда калькулятору известно, что sin (14o) = 0.2419?

Калькулятор (и компьютер тоже) каждый раз вычисляет это значение, пользуясь известным математикам еще с 17-го – 18-го веков способом представления функции в виде степенного ряда.

На слайде показано представление в виде степенного ряда функции синуса. Первая формула, всего четыре слагаемых, уже позволяет рассчитать значение синуса для любого аргумента, x, с очень высокой степенью точности, до шестого-седьмого знака после запятой. Для практики обычно требуется точность в три-четыре  знака после запятой. Чтобы рассчитать с такой точностью значение синуса, в формуле достаточно уже трех первых слагаемых, а иногда и двух. Правда, не так уж много простых арифметических действий надо для этого совершить?

еще с 17-го – 18-го веков, запрограммированы в микросхеме калькулятора или в программе компьютера и выполняются в тот момент, когда мы нажимаем на клавишу функции синуса. Кропотливых расчетов В. М. Брадису предстояло проделать много; его заслуга состояла в том, что он придумал способ, позволяющий до минимума сократить утомительные расчеты, а результаты представить в виде таблиц..

 3. Заполнение оценочных листов.  Д/з

Задания на оценку «5»

 Задача №1. Найдите биссектрисы треугольника, если одна из его сторон равна a, а прилежащие к этой стороне углы равны α и β.

______________________________________________

Задания на оценку «4»

Задача №1. Найдите стороны треугольника АВС, если ÐА=45°, ÐС = 30°, а высота AD равна 3 м.

Задача №2. В треугольнике АВС, АС=12 см, ÐА=75°, ÐС = 60°. Найдите АВ и SABC.

_____________________________________________________

Задания на оценку «3»

С помощью теорем синусов и косинусов решите треугольник АВС, если:

1) ÐА=60°,ÐВ=40°, с=14;

2) ÐА=80°, a=16, b=10; 

 3) a=14, b=18, c=20.

_________________________________________________________________________

Просмотров: 394

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст