Жизнь без труда – одна пустота
Цели: расширить представление учащихся о значении труда в жизни общества;
способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, таких как трудолюбие, самостоятельность;
побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Задачи: привлечь внимание детей добросовестному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации учащихся.
Оборудование: презентация, проектор, экран, ноутбук, поделки учащихся, карточки, иллюстрации.
Ход мероприятия:
1. Орг. момент. Приветствие. Слайд 1.
2. Актуализация знаний:
Как вы думаете, какой теме сегодня посвящён наш классный час? Действительно труду. Слайд
2 Все мы с вами являемся Гражданами одной страны – Казахстан. А главный Закон нашего Государства гласит – «Все граждане Казахстана имеют право на труд». Давайте попробуем дать определение понятию «Труд» Слайд 3 Обратимся к словарю Ожегова. (Труд это - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.) Слайд 4
3. Тематическая беседа: С понятием труд мы с вами уже определились, теперь давайте попробуем определить виды труда. Итак: труд бывает…
* умственный
*физический
*сложный
*постоянный и временный
*ручной
*автоматизированный
*добровольный и принудительный
*творческий
*традиционный
*индивидуальный и коллективный
*оплачиваемый и безвозмездный
4. Вопросно-ответная беседа:
Слайд 5 А каково же значение труда в жизни человека? Над этим вопросом размышляли учёные, философы,
литераторы разных стран. Сейчас я прочту Вам высказывание русского советского писателя Виталия Андреевича Закрутина: «Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Всё, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до микроскопа, от первого плуга до Эйфелевой башни, - создано трудом. Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его жизнь,
даёт уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом и назовут его творцом».
Давайте теперь мы с вами попробуем порассуждаем, каково же значение труда в жизни человека?
Труд – средство достижения жизненных целей. А вы уже определились со своей целью? (ответы учащихся)
5. Притча об уборщике компании «Майкрософт»
Молодой человек по имени Чарли не обладал никакой полезной специальностью и не мог рассчитывать на
высокооплачиваемую должность. С деньгами тоже был полный швах – свободными остались всего 40 долларов, так что работу искать было нужно, причем срочно. Что делать, Чарли пошел устраиваться уборщиком – по большому счету, эту профессию несложно освоить на месте. Парню уже практически повезло с работодателем – он без проблем прошел собеседование на должность уборщика в компании Microsoft, где зарплаты довольно высоки.
Когда все уже было обговорено, сотрудник кадровой службы попросил Чарли оставить свой адрес электронной почты. Дело было около десяти-пятнадцати лет назад, когда компьютеров не было у очень многих людей. У Чарли, конечно, не было. На лице сотрудника отдела кадров промелькнуло презрение, после чего он объяснил, что в Microsoft даже последний уборщик должен постоянно находиться на связи в электронном формате, это
корпоративная политика, и без адреса электронной почты Чарли на работу не возьмут. Понятно, что парень выходил из офиса в расстроенных чувствах. Где достать компьютер, если в кармане всего 40 долларов?
Увидев фермера, продающего яблоки, Чарли подумал «а почему бы и нет?». Купил несколько килограммов яблок на все имевшиеся у него деньги и отправился на людную улицу. Машины, выхлопные газы, забегаловки с фаст-фудом – короче, видок у всех прохожих нездоровый. А тут стоит парень и предлагает купить свежий, экологически чистый и здоровый фрукт – почему не попробовать? Короче, в розницу и с таким грамотным позиционированием Чарли распродал свои яблоки, легко отбив вложенные деньги в пятикратном объеме. «Ничего себе, — подумал, — а я ведь действительно могу накопить на компьютер таким образом».
И накопил. Но когда сумма стала достаточной, Чарли уже понимал, что может зарабатывать и без работодателя. Он
продолжил копить – и накопил на ларек. Потом на магазинчик. И дальше – больше. Через пару лет молодой преуспевающий бизнесмен Чарльз обсуждал покупку новых кассовых аппаратов для магазинов своей растущей сети с представителем компании, занимающейся ими. Менеджер, работавший с ним, предложил прислать ему подробные технические характеристики на электронную почту. Чарльз объяснил, что это невозможно, так как у него нет компьютера. Менеджер очень удивился:
— Как, вы добились столь многого так быстро, а у вас даже нет личного компьютера? Ведь он дает так много
возможностей. Представьте, насколько большего вы могли добиться, если бы у вас был компьютер!
— Если бы у меня был компьютер, то я работал бы уборщиком в компании Microsoft, — ответил бизнесмен, окончательно поставив менеджера в ступор.
То, чего у вас нет, далеко не всегда действительно нужно вам. Слайд 6:
6. Обращение к народной мудрости:
Давайте теперь немного отдохнём и проверим, как же хорошо вы знаете пословицы о труде. (карточки)
Сделал дело….(гуляй смело)
Дело мастера….(боится)
Что посеешь… (то и пожнешь)
Делу время… (потехе час)
Терпенье и труд…(все перетрут)
Поспешишь…(людей насмешишь)
Семь раз отмерь…(один раз отрежь)
Без труда не вытащишь и рыбку…( из пруда)
Кто не работает, тот … (не ест)
7. О труде ученика.
Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды труда. Каждое утро люди начинают с работы. Водитель забирается в кабину,
рабочий становится к станку. Студент берет книгу, ведь чтение – это тоже труд. Сотрудник офиса включает компьютер, домохозяйка зажигает плиту, а рыбак выходит в море. Школьник садится за парту. Никто не остается без дела. Все потому, что труд – естественное занятие человека. Сегодня вы сидите за школьной партой. Что для вас главный труд?
Учёба – это ваш главный труд, причем не простой труд. Хорошие оценки - результат вашего труда. Что нужно делать для того, чтобы у вас были хорошие оценки.
· Внимательно слушать объяснение учителя на уроке.
· Спрашиваешь учителя о том, что тебе было непонятно при объяснении нового материала.
· Всегда выполнять домашнее задание
· Продумать,что и как нужно выполнять, и лишь тогда приступаешь к выполнению домашнего задания.
· Работаешь внимательно, хорошо обдумываешь, как лучше сделать работы
· Правильно, если вы будете все это выполнять, то у вас будут хорошие успехи в учебе.
- Человек в обществе, в классном коллективе ценится по труду. Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Надо начинать с малого. Каждый из вас в классе несет ответственность за порученное дело.
8. « Доброе дело в школе и дома»
-Вспомните, что вы умеете хорошо делать.
( Содержать в порядке свои вещи, учебную принадлежность, ухаживать за своей внешностью, одеждой, убирать
класс, группу, подметать и мыть полы, протирать пыль, ухаживать за цветами, гладить одежду, выращивать цветы на клумбе)
-Можем мы принести славу своим трудом? Как?
-Мы должны добросовестно относиться к своим обязанностям, чтоб вас отметили только с хорошей стороны.
- Труд имеет, и большое личное значение
Труд помогает человеку раскрывать свою личность, показать свои способности.
Где мы свои можем проявить свои способности?
-Когда готовимся к общешкольным мероприятиям (поем, танцуем, готовим инсценировки)
Когда участвуем (в конкурсе поделок, стенгазеты, новогоднем оформлении кабинета)
- Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками
9. Упражнение «Это мы можем»…
Я попросила вас принести некоторые экспонаты, выполненные вами.
Кто хочет рассказать нам как сумел «сотворить» такое?
(Учащиеся представляют свои работы)
10. Итог мероприятия Слайд
7 Д.С. Лихачёв по этому поводу сказал: «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий» [с. 14]. Кто-то из вас, усомнившись, может сказать – ну разве может быть радостью труд? Да, может. Но это касается не всех
людей. Познать и испытывать радость труда могут только люди трудолюбивые, выработавшие в себе привычку трудиться с детства. Это счастливые люди. Именно о них писал Д.С.Лихачёв. Привычку трудиться, как и любую другую, выработать не так просто. Для этого нужно проявить силу воли, твёрдость характера. Многие из вас часто бросают начатое дело, столкнувшись с теми или иными трудностями, обвиняя себя в бездарности и убеждая – зачем стараться, всё равно ничего не получится. Это глубочайшее заблуждение. Как известно, не ошибается
только тот, кто ничего не делает. Уместно вспомнить пословицу: терпенье и труд всё перетрут.
Слайд 8
Ты не иди по жизни - восходи!
Да будет каждый день твой восхожденьем,
Преодоленьем вихрей и туманов,
Тянущих вниз, сбивающих с пути.
А путь всегда есть восхожденье в гору.
Пусть пролегает по низинам он,
Но всё равно он будет восхожденьем.
Идущий – прав. На пик взошедший – прав.
И даже прав, сорвавшийся с вершины.
Не прав лишь тот, кто, зная о вершине,
Стоит и медлит у подножья гор.
Ах, как мы мало время бережём!
Нет, это я не к старшим обращаюсь.
Они уж научились. Впрочем, каюсь, -
Кой кто поздненько вспомнил и о нём.
И лишь порой у юности в груди
Кипит ключом беспечное веселье.
Ведь времени так много впереди
На жизнь, на труд и даже на безделье.
Пусть будут вёсны, будут соловьи,
Любите милых горячо и свято,
Но, всё же, в труд идите, как в бои.
Творите биографии свои,
Не упускайте времени, ребята!