Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, развивать интерес учащихся к предмету химия,
формировать умение работать в коллективе, развивать чувства товарищества ивзаимопомощи.
Задачи: расширить знания учащихся по химии, пробудить интерес, формировать навыки работы с научно
– популярной литературой, развивать творческие способности.
Оформление и оборудование: вода, реактивы для проведения конкурса, эмблемы дл участников, «музыкальная пауза», проектор.
Методы и приемы: словесно – наглядный, самостоятельная работа и работа в группах, игровые моменты.
Слова ведущего:
-Химия – это не только задачи и уравнения реакций. Химия – это прежде всего наука, дающая благодатные возможности для улучшения жизни людей. Она помогает людям беречь здоровье, лучше питаться, способствуя повышению урожайности сельскохозяйственных культур, защите растений от вредителей, хорошо одеваться,
участвуя в изготовлении добротных и красивых тканей.
Велико познавательное значение химии. Нельзя считать себя образованным человеком, если не заложить в свое сознание основные закономерности развития материального мира. Химия играет большую роль в познании этих закономерностей.
Конечно, держать всю информацию в памяти не возможно, но основные понятия и законы должны быть усвоены хорошо. Именно основополагающие знания по химии вам понадобятся чтобы успешно сыграть в брейн- ринг. Итак, нашу игру будут судить уважаемое жюри, в составе учителя географии, математики и биологии.
А сейчас, представления команд- участников.
Команда 8 класса - «Н2О».
Команда 9 класса - «Таблица Менделеева»
Команда 10 класса – «Неметаллы»
(в командах по 4 человека.)
Ну вот, жюри и команды представлены, пора начинать игру, и я объявляю 1 конкурс.
Конкурс № 1 Разминка.
Каждой команде предлагается по 5 вопросов – максимальный балл - 5.
Вопросы для команды 8 класса.
1.Почему углекислый газ применяют для тушения пожаров? (он не поддерживает горения)
2. Мельчайшие химически неделимые частицы вещества (атомы)
3. Назовите самую «древнюю» кислоту? (уксусная кислота)
4.Из – за какого природного соединения возникали войны и народные волнения? (из– за поваренной соли – «соляные бунты»).
5. Какой металл самый распространенный на нашей планете? (алюминий).
Вопросы для команды 9 класса.
1.Назавите самый распространенный на земле оксид? (вода)
2. Какую кислоту называют « фундаментом химической промышленности»? (серную кислоту).
3. Что общего между сажей и алмазом? (это аллотропные видоизменения углерода).
4.Какая аллотропная модификация фосфора светится в темноте? (белый фосфор).
5. Переведите на греческий язык словосочетание « рождающие соли»? (галогены).
Вопросы для команды 10 класса.
1. Что произойдет с живыми организмами при повышении концентрации кислорода в атмосфере? (они сгорят)
2. Какой металл можно резать ножом? (натрий)
3. В состав, какого белка входит железо? (гемоглобин)
4.Назовите химическую формулу водорода? (Н2)
5. Закончите фразу « без белка нет жизни, а без азота…» (…белка).
Жюри подсчитывает баллы, а ведущий объявляет следующий конкурс.
Конкурс № 2 Патриотический.
Участникам команд предлагается вспомнить и написать фамилии ученых - химиков. Во время этого конкурса
звучит песня «5 минут и ты Химия, биология». После окончания песни команды сдают листочки с ответами жюри. Сколько правильных фамилий назовут команды, столько баллов они и заработают.
Объявляется следующий конкурс.
Конкурс № 3. Интуиция.
Командам предлагается по описанию определить вещества. Если команда отгадает после первого прочтения, она получает 5 баллов.
8 класс.
Это - твердое белое вещество, хорошо растворяется в воде с выделением большого количества теплоты. Раствор - мылкий на ощупь и очень едкий. Он разъедает ткани, кожу, бумагу и органические материалы. Применяют для очистки продуктов переработки нефти, а также в бумажной, мыловаренной, текстильной и других отраслях промышленности. (гидроксид натрия или каустическая сода).
9 класс.
Это газ, без вкуса и запаха. Химически неактивен. Входит в состав бесчисленного множе органических соединений
приходится около 3 % от массы человеческого организма. Жидким этот газ используется в холодильных установках (азот).
10 класс.
Этот элемент в природе не встречается в свободном состоянии из-за большой химической активности. В виде соединений присутствует в растениях и в организмах животных и человека. Соединения этого элемента оказывают
успокаивающее действие на нервную систему. С древнегреческого переводится как «зловонный» (бром).
После этого конкурса жюри сообщает промежуточные результаты по итогам трех конкурсов. Далее объявляется следующий конкурс.
Конкурс № 4 Практический.
Каждой команде предстоит ответиь на вопросы. Максимальный балл - 3. 10 кл Из какого химического элемента состоит алмаз? (углерод)
9кл Корунд – минерал оксида алюминия (3). Как называют красные корунды и синие корунды? (рубинами, сапфирами) драгоц камни
8 кл Какую форму имеет вода? Формы не имеет. Принимает ту форму сосуда в который попадает.
Далее ведущий объявляет следующий конкурс.
Конкурс № 5 Вопрос - соперникам.
Предварительно, каждая команда готовит вопрос команде – сопернице, который и озвучивает во время проведения данного конкурса.
Игра со зрителями
Метаграммой называют задачу, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое слово.
1) Из названия какого химического элемента, заменяя первую букву на другую, можно получить слово, обозначающее название пролива между Северной Европой и Азией (фосфор – Босфор); имя мифической богини (сера – Гера); сложный шифр (иод – код); местность, где в почве много воды (золото – болото).
2) фамилию ученого, учредителя одной из высших премий (нобелий – Нобель); название части континента (европий – Европа)?
Конкурс № 6 Домашнее задание.
Команды показывают свое домашнее задание (рассказ, частушки на «химическую тему», сценку, стихотворение, посвященное химии). Жюри предоставляется написанный вариант. 5 баллов.
Далее подводятся итоги, и производится награждение победителей.