Урок мастер-класс «Природа»
"Восторг от созерцания природы выше, чем от
искусства".
П.И.Чайковский.
Задачи:
образовательные: повторить и обобщить знания о природе
развивающие: развитие умений классифицировать факты, выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы, развитие умений работать в группе;
воспитательные: на примере красоты, хрупкости животного мира воспитание любви и бережного отношения к живой природе, эстетическое воспитание, воспитание здорового духа соревнования.
Ход урока
-Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.
Спасибо за поддержку, начинаем наш урок.
Сегодня мы с вами проведем урок мастер класс по теме «Природа». В году существует четыре сезона . Это зима,
лето, осень и весна.. Каждый из нас родился в одном из этих прекрасных времен года. Для того, чтобы работа проходила эффективнее, вы поделитесь на группы. Работая в таких небольших коллективах, вы должны прислушиваться и уважать мнение своих товарищей. Каждая группа придумала себе название, исходя из того,
что из природы им ближе. Слушаем представление групп, где представители команд назовут название команды и объяснят свой выбор.
Приглашаю в 1 группу- тех кто родился зимой, во 2ую – кто родился весной, в 3ью- летом, в 4 ую- тех, кто осенью
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания о природе, увидим красоту и загадочность животных, поймем, что каждый вид на земле неповторим, и мы должны бережно относиться к нашим соседям по планете.
У нас будет не просто урок, а урок мастер класс. Он будет проходить подобно игре «Звездный час». Я буду вам задавать вопросы и предлагать варианты ответов, и вы при помощи карточек с цифрами от 1 до 4 будете
показывать ваш вариант правильного ответа. Но это не все, команда первая давшая ответ – обосновывает его, если ответ не верен, слушаем следующую команду. За правильные ответ и правильное обоснование команда получает 2 балла, если номер ответа правильный, а обоснования нет или оно ошибочно, команда получает 1 балл,
другая команда имеет право дать обоснование и получить 1 балл. Жюри ведет счет. Но кроме вопросов, вас ждет еще и творческая работа. Итак, мы начинаем.
1. Какое из этих животных лишнее, почему?
1) тигр, 2) дельфин, 3) пингвин, 4) зебра.
Ответ: Тигр, дельфин и зебра относятся к классу Млекопитающие, а пингвины к классу Птицы.
2. Выберите, какое название отряда лишнее, почему?
1) грызуны, 2) черепахи, 3) хищные, 4) приматы.
Ответ: Грызуны, хищные и приматы – это отряды класса Млекопитающие, а отряд черепахи относится к классу Пресмыкающиеся.
3. Какое их этих млекопитающих лишнее, почему?
1) лошадь, 2) дельфин, 3) лев, 4) овцебык
Ответ: Лошадь, лев, овцебык обитают в наземно-воздушной среде обитания, а дельфин – в водной среде.
4. Какое их этих животных лишнее, почему?
1) лиса, 2) зебра, 3) лев, 4) койот
Ответ: Лиса, лев, койот – плотоядные животные, а жираф - растительноядное животное.
5. Какой из признаков не является характерным для млекопитающих?
1) волосяной покров, 2) вскармливание детенышей молоком, 3) холоднокровность, 4) живорождение.
Ответ: Млекопитающие являются теплокровными животными.
6. Как располагаются конечности у млекопитающих?
1) под туловищем, 2) по бокам туловища.
Ответ: У млекопитающих конечности располагаются под туловищем, что позволяет им быстрее передвигаться, а у пресмыкающихся по бокам туловища, поэтому у многих из них брюхо волочится по земле.
8. Сколько шейных позвонков у кита?
1) 2, 2) 5, 3) 7, 4) 12
9. Сколько шейных позвонков у жирафа?
1) 2, 2) 5, 3) 7, 4) 12.
Ответ: все млекопитающие имею семь шейных позвонков
10. Какие животные имеют более длинный кишечник?
1) плотоядные, 2) растительноядные, 3) всеядные.
11. Сколько кругов кровообращения у млекопитающих?
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
12. Под каким номером сердце млекопитающего
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
13. На рисунке изображены головной мозг собаки и кролика. Какой из них принадлежит кролику, почему вы так решили?
Ответ: 1, у собаки, большие полушария головного мозга имеют больше борозд и извилин.
14. Какое из этих животных никогда не пьет воду, и об этом говорит его название?
1) утконос, 2) крокодил, 3) кенгуру, 4) коала
Ответ: коала на языке коренных жителей Австралии означает «никогда не пьющий воды»
15. Это животное за ловкость и проворство Альфред Брэм назвал «северной обезьяной».
1. шимпанзе, 2) белка, 3) заяц, 4) бурундук
16. В рассказе А.П. Чехова «Каштанка собака попадает к клоуну и он дает ей другую кличку. Как клоун назвал собаку?
1) Детка, 2) Тетка, 3) Хозяйка, 4) Кусака
17. В Баснях И.А. Крылова часто действующими лицами являются животные. В одной из басен есть выражение, ставшее впоследствии крылатым. В нем пропущено название зверя. Кто этот зверь?
Сильнее … зверя нет.
Ответ: кошка
18. Какому из этих животных поставлен памятник на основании легенды?
1. волк, 2) лошадь, 3) медведь, 4) корова
Ответ: волчица капитолийская. Статуя ее установлена в Риме в Капитолии за то что, по легенде об основании города, она якобы выкормила братьев-близнецов Рема и Ромула, основателей Рима в 753 году до н.э.
19. Это животное изображено на эмблеме Всемирного фонда охраны природы
1) тигр, 2) гепард, 3) панда, 4) лев
20. В один зоопарк назначили нового директора. Он был веселым человеком и на клетках развесил объявления. Объявления эти не простые – они содержат зашифрованные названия животных. Узнайте какие животные находились в этих клетках.
Пейте воду возле входа (лев)
Рассматривать змей, лёжа, не рекомендуется (ёж)
К столбам и клеткам не прислоняться (слон)
Дети до шестнадцати лет! Играйте с кошками, а не с пантерами (тигр)
Молодцы!
С этим заданием вы справились.
Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных Вам для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.
Прием " Ассоциации"
(Каждая группа рисует природу, как его видит…) выполняется на фоне легкой музыки голосов природы.
Учитель: А теперь я попрошу всех показать свои работы. (Демонстрация работ) Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого- таинственный лес, а в образах третьих- наша уникальная планета.
-А чем неповторима наша планета? (Ответы участников, что только на нашей планете есть жизнь).
Рефлексия.
Учитель: Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу. Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.
Успехов Вам и творчества! До свидания!
Подведение итогов игры.