ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА «Мудрости русского языка»
Цели: Активизировать имеющиеся знания учащихся о языке, объяснить происхождение некоторых слов,пословиц и поговорок, крылатых выражений.
Развивать
знания учащихся, помочь продемонстрировать память, мышление, эрудицию, развивать культуру речи.
Воспитывать основы нравственного поведения, используя УНТ: пословицы, поговорки, сказки.
Оборудование: журналы «Внеклассная работа в школе» №7/2007 г., 3/2008 г., 6/2007 г., таблицы, жетоны, карточки.
Ход занятия:
1.
Психологический настрой учащихся.
Приветствие учащихся.
Добрый день, дорогие гости, учителя и учащиеся! Я рада вас приветствовать на интеллектуальной викторине.
Тема нашего разговора сегодня – человеческое поведение. Да, как не странно – неделя русского языка и литературы
и человеческое поведение очень тесно переплетаются. От нашего поведения, наших поступков и наших слов зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Народная мудрость гласит: «каковы сами – таковы и сани», утверждая тем самым, что человек создает себя сам.
Народ веками создавал свою устную культуру, передавая мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, обучая
подрастающее поколение уму – разуму. Пословицы отражают различные чувства и эмоции, характеризуют различные характеры людей, хвалят и порицают, сочувствуют, и главное, учат, но не грубо, а мягко и тактично. Итак, мы начинаем игру!
Мне б у самых пытливых мудрость их перенять!
Вот, судьба, что пошли мне – уменье понять.
Лишь такому богатству нет на свете цены,
Дай мне дар докопаться до любой глубины!
2. Условия игры-викторины:
- выбор команд и определение названий (по 4 ученика в команде)
- объяснение условий
- представление жюри (по 1 ученику из каждого класса и 2 учителя)
3. Конкурс №1 «Объяснялки»: (работа в командах по карточкам)
(за каждый правильный ответ – 1 балл)
О каких качествах человека говорят данные поговорки?
1. Как оса лезет в глаза. (Назойливость)
2. Лиса своего хвоста не замарает. (О хитром, нечестном человеке)
3. Надулся, как мышь на крупу (Слишком обидчивый)
4. Дома – петух, а на улице – курица (О хвастливом человеке дома, а на деле – ничего не умеющем)
5. Скользкий, как груздь или угорь (о нечестном, изворачивающемся человеке)
6. Сорока, где посидит, там и напакостит (о человеческой непорядочности)
Игра со зрителями № 1 (за каждый правильный ответ- 1 жетон)
1. Как кукушка по чужим гнездам летает (о легкомысленных и ветреных людях)
2. В речах – соловьи, а на деле – глухари. (много обещают, но не держат слово)
3. Как сытый поросенок от корыта бежит (неблагодарность)
4. Ненадежен, как вешний лед (лед может подвести в любой момент)
5. Заботится о других, как волк об овцах (корыстный человек)
6. Силен, как бык, а смирен, как корова (с виду свиреп, а душа мягкая)
4. Конкурс №2 «Сказочные уроки »: (за каждый правильный ответ –2 балла)
Вопросы задаются УСТНО (по 2 каждой команде)
В какой сказке данная пословица или поговорка может стать девизом для главных героев?
1. Слушай старших, они плохого не посоветуют («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
2. Друзья познаются в беде («Кот, петух и лиса»)
3. Терпенье и труд – все перетрут. («Золушка»)
4. Кончил дело – гуляй смело или авось да небось – хоть брось» («Три поросенка»)
5. Конкурс № 3 «Ум да разум надоумят сразу» (за каждый правильный ответ –3 балла)
Задания даются на карточках
Отгадайте фразеологические загадки. Ответ не произносите, а показываете или
изображаете. Учитывается организованность команды в ответе и артистичность.
1. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно
доверчивые и любопытные. (Уши)
2. Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
3. Его проглатывают или прикусывают; держат за зубами, не желая о чем-нибудь говорить; он может быть хорошо подвешен у человека. (Язык)
4. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле; на него сбрасывают слова и
деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер)
Игра со зрителями № 2:
Физразминка «Доскажи словечко». Кто знает правильный ответ – встает и получает 1 жетон.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой… (не разольёшь)
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто… (по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши… (вянут)
Мы исходили городок
Буквально вдоль и… (поперёк)
И так устали мы в дороге,
Что еле… (волочили ноги)
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь… (медвежью услугу)
7. Конкурс № 4. Игра «Закончи!» (если команды не дают ответ, право ответить и получить 1 жетон
предоставляется зрителям)
Команда № 1:
1. Жить душа … (в душу)
2. Куда глаза… (глядят)
3. Носить воду…(решетом)
4. Мал – мала…(меньше)
5. Тютелька…(в тютельку)
6. Как с гуся…(вода)
7. Потерять …(голову)
8. Во весь…(дух)
9. Как рыба…(в воде)
10. Надуть (губы)
Команда № 2:
1. Зуб на зуб (не попадает)
2. Кусать …(локти)
3. Сесть в …(калошу)
4. Зарубить …(на носу)
5. Белая…(ворона)
6. Козел …(отпущения)
7. Водить…(за нос)
8. Два сапога…(пара)
9. Пальчики…(оближешь)
10. Как свои …( пять пальцев)
8. Итоги игры. Слово жюри.
9.Заключение:
Много слов на земле. Есть древние слова,
В них весеннего неба сквозит синева…
Есть слова, слово раны, слова, словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном в сердце их сохрани!
И не делай их слугами в мелком быту-
Береги изначальную их чистоту!
Когда радость, как буря, или горе, как ночь,
Только эти слова тебе смогут помочь!