Интегрированный урок (математика, познание мира) в 3-м классе
"Жила-была пчела"
Тема урока: Закрепление изученного материала
Цели урока: 1) закреплять умение решать задачи, примеры, уравнения, читать выражения;
2).Упражнять учащихся в переводе одних единиц длины в другие;
3).Вычислять периметр многоугольника;
4).Развивать мыслительные операции, воображение детей, интерес к предмету;
5). На примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе; воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.
Оборудование: “цветочные часы” , макеты часов у детей, “ульи”, рисунки пчёл разного возраста, графическая матрица, “пчелиные соты”(у каждого ребёнка картонный шестиугольник),ваза с цветами для рефлексии,презентация «Кое- что о пчёлах».
Ход урока:
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Подтянулись все, посмотрели мне в глаза, улыбнулись друг другу и тихонько сели.
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета –
Все счастье земли – за трудом!
– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
-Скажите, пожалуйста, как переводится слово «работа» на казахский язык, на английский язык? (жұмыс, work-[уйоок])
II. Устный счет.
– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку «Лежит кучка поросят, кто ни тронет – завизжат»
Для того, чтобы убедиться в вашем ответе нужно решить уравнения и выйти по названному мной ответу. Работать
мы будем в парах. Индивидуально работают Ни Андрей,Саржанова Н. ,Немов К.
56: х=8 Карина и Артём
48:х=6 Андрей
Х5=20 Костя
6 х = 36 Никита и Артур
8 х=72 Нурсая
6,4,7,8,9/пчёлы/ (Учитель называет правильный ответ и каждый выходит)
– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.
-За каждый правильный ответ вы будете получать по цветочку, которые мы в конце урока подсчитаем.
III. Сообщение темы урока.
-Как вы думаете, над, чем мы с вами будем сегодня работать?
-Сегодня мы повторим и закрепим все, что изучали на предыдущих уроках.
– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчёл. Но это не так. Всё в их жизни подчинено определённым законам, всё находится в строгом порядке. Пчелы хранят много тайн о себе,
человек до сих пор не смог их всех разгадать. Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир пчёл. Но пчелы не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Справившись с ними , мы узнаем много интересного. Итак, в путь за пчелой.
2) Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси 30 апреля, отмечали праздник пчелы.
-Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.
Минутка чистописания
30 3 0
-А теперь расскажите всё, что вы знаете об этом числе 30.
Из каких цифр состоит это число?(3 и 0)
На какие числа делится число 30 ? (на5,6,10, 3)
IV. Работа над закреплением пройденного материала.
1. Нахождение значений выражений с переменными.
– Дорога пчелы начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев.( Улей для пчел – это дом, в котором живут эти насекомые, воспроизводят потомство, в конце концов, хранят то, ради чего люди занимаются пчеловодством – мед и его составляющие.)
Вот и мы у себя в классе построим пасеку (Пасека – это место, где размещаются пчелиные домики ульи. А человек, который заботится о пчелах на пасеке, называется – пасечник. Повторите эти слова «пасека» и «пасечник» и запомните их.) для пчёл, решив примеры на перевод единиц длины.
– Все пчелы улетают на разное расстояние от своих ульев. Посмотрим, на сколько далеко мы “улетим”. Переведите единицы длины, которые вы видите на доске.
Каждому я даю один улей. Выполняете задание, записанное на нем. А затем приклеем на доску и у нас появится пасика.
- Итак, давайте ещё раз повторим ,что мы изучили об единицах измерения длины.
100см=…м 40см=…мм 78мм=…см=….мм 607см=…дм =…см
2дм1см=…..см 210см=…м = …см
690см=…м =….см
САМОПРОВЕРКА
Молодцы, вы справились с заданием, и получаете заветный цветочек. Не случайно наши ульи оказались именно таких цветов. Благодаря этой расцветке они меньше перегреваются на солнце, да и других цветов пчела просто не различает. Но зато она видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны. С их помощью она видит “сквозь” листья.
Задание на смекалку. (резерв)
– Угадайте, сколько глаз у пчёлки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё полстолька. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз. 2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними.)
Музыка
Физминутка
Пчелы трудятся весь день (махи «крыльями»)
И работать им не лень (грозят пальцем)
От цветка летят к цветку (машут «крыльями»),
Клеят на брюшко пыльцу (круговые движения по животу).
Хоботком нектар берут (наклоны вперед)
Много в улей принесут.
Будет пчелам чем питаться (движение руками, как ложкой),
Надо летом им стараться.
Повторение нумерации в пределах 1000.
– На каждом улье есть леток- вход в улей. Около него всегда толпится много пчёл. Но пчёлы прекрасно знают правила дорожного движения и никогда не нарушают их. Те, кто прилетел с работы, входят по нижней части летка, те, кто улетает - по верхней. Соблюдению правил дорожного движения мы можем поучиться у пчёл.
– Ульям на пасеке обычно присваивают номера. Есть они и у нас. Назовите их. (498, 999, 795.)
– Назовите: предыдущие и последующие числа для числа 498, которые вы видите на доске.
Запишите их в порядке возрастания. (Один человек работает на доске.)
- Найдите лишнее число .(1000)
- Почему оно лишнее? (Четырехзначное)
– Что можете сказать об остальных числах? (Трехзначные, во всех 9 десятков.)
«Цветочные часы»
–– Пчеле пора на работу, да и нам тоже. Во сколько начинается наш рабочий день? (В 8:30 часов.)
– Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда начинают работать цветочные часы.
– Вот и мы поработаем группами с цветочными часами и решим примеры. Первое число в математическом выражении показывает время, когда цветок “просыпается”, найденный вами ответ – когда “засыпает”
Повторить правила работы в группе
Группы 1.Малинка 2.Смородинка
Задание: (5 мин)
На партах у каждой группы рисунок цветочных часов, около каждого цветка – пример. Ученики читают числовое выражение, ученики решают и записывают их , находят его значение и говорят ответ. Время называют по-разному.
Малина лесная. Она является весьма ценным и лечебным медоносом. Замечательно растет в лесах, особенно в срубах и просеках. Цветет в июне. Собрать с 1 га можно до 100 кг вкусного меда.
Смородина черная. Этот куст можно встретить почти на всех дачных участках. Цветет она недолго, обычно в мае. Продуктивность – 50 кг с 1 га.
Сравнение чисел, представленных в виде суммы разрядных в слагаемых. (устно)
– А сейчас несколько интересных чисел из мира пчел.
а) За всю свою недолгую жизнь протяженностью в 2 месяца пчела собирает несколько граммов нектара. А сколько – вы узнаете, назвав число.
В этом числе 1 сотня, 5 десятков, 0 единиц – (150).
- Представьте это число в виде сумы разрядных слагаемых ( 150 = 100 + 50).
б) В состав меда входит много полезных для здоровья человека веществ. Запишите их количество – 3 сотни (300).
– Сравните эти два числа. (150 < 300)
в) Чтобы нектар превратился в мед пчела, изготавливающая его, выпускает нектар изо рта и вновь проглатывает его. Сколько же раз она проделывает эту операцию?
В этом числе 2 сотни, 4 десятка (240).
Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых (240 = 200 + 40)
Нахождение периметра шестиугольника. ( Работа в парах )
– Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Пчелиные соты строятся из воска и имеют определенные размеры – диаметр 5,4 мм. Присутствующая у нас на уроке пчелка
больше настоящих пчел, поэтому и “соты” наши большие. Длина стороны нашего шестиугольника равна 7 см. Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? Как его найти?
– Найдите периметр самостоятельно. (взаимопроверка)
Графическая матрица ( задание на развитие логического мышления).
Резерв в группе.
– Пчелы очень хорошо ориентируются на местности, запоминают окружающие предметы, делают выводы, если что-то изменилось. А вы можете сделать правильный вывод, и заполнить пустую клетку в квадрате с загадочными знаками? На обратной стороне правильно выбранной фигуры написано название страны и города, в котором люди воздвигли памятник пчеле.
– Вы сделали правильный выбор и теперь знаете, что памятник пчеле находится в Японии в городе Гифу. А необычные знаки, изображенные в квадрате – это танцевальные повороты пчел, которые она совершает, желая сообщить другим пчелам расстояние до медоносных растений. 8 – расстояние свыше 1000 метров, 0 – до цветка не
более 100 метров.
Подведение итога урока.
– Наш необычный урок подходит к концу.
Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.
-Что мы сегодня повторили на уроке?
-Какое задание понравилось особенно?
-Атеперь ребята давайте, посчитаем сколько цветочков мы получили от нашей пчёлки и выставим оценки за урок.
За работу на уроке получают оценки…
Открывайте дневники записывайте д/з с.93 №2
Ребята на столах у вас лежат цветные пчёлки. Вам нужно свою пчелку посадить на синий цветок, если урок вам не понравился, и вы недовольны своей работой. Если же вам урок понравился, и вы хорошо поработали ваша пчёлка сядет на красные или розовые цветы.
Ребята, урок окончен!