Раздел долгосрочного плана: 7.3C Координация и регуляция |
Школа: Каменская СШ | ||||||||||||||||||||||||||
Дата: 16.02.2018 |
ФИО учителя: Орловская Т.В. | ||||||||||||||||||||||||||
Класс: 7 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: | |||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Строение и функции отделов центральной нервной системы. Спинной мозг. | ||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
изучить строение и функции центральной нервной системы
| ||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
• Вспомнить значение ЦНС Изучить особенности строения и функции спинного мозга через ролевую игру «Консилиум врачей» за круглым столом. | ||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
Применяет ранее полученные знания о строении и функциях нервной системы. Описывает особенности строения и функции различных структур спинного мозга. | ||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели
|
Лексика и терминология, специфичная для предмета: нервная система, нейрон, рецептор, стимул, эффектор, сенсорный нейрон, двигательный нейрон, вставочный нейрон, синапс, медиатор, центральная нервная система, головной мозг, спинной мозг, серое вещество, белое вещество, восходящие и нисходящие пути, спинномозговой канал, спинномозговая жидкость, передние и задние корешки, нервный импульс. Полезные выражения для диалогов и письма: Серое (белое) вещество образовано…Серое (белое вещество) выполняют … функцию. Белое вещество образует … | ||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей
|
Сотрудничество, Уважение (через исследование функций НС в группах), Здоровье (через изучение вопроса о рефлекторном принципе работы НС) Обучение на протяжении всей жизни (посредством развития представлений о координации и регуляции) | ||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Биология-химия-физика работы НС | ||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Работа с интернет-источником | ||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания
|
Сравнение различных типов нервной системы, строение и функции нервной ткани и нейрона | ||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы | |||||||||||||||||||||||||
Начало урока
Середина урока
|
1. Организационный момент. · Приветствие; · Подготовка учащихся к работе; · Наличие учащихся. Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок будет проходить в форме круглого стола «Консилиум врачей». - А кто может сказать, что такое «консилиум врачей»? (Конси́лиум — совещание нескольких учёных одной или различных специальностей) 2. Актуализация знаний Тема «Строение и функции головного мозга. Ствол и мозжечок. Строение больших полушарий головного мозга». Акцент внимания на согласованную работу всех органов организма 3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели урока. Использование в дальнейшей деятельности. Сегодня на уроке за круглым столом мы будем проводить ролевую игру «Консилиум врачей», говорить о строения и функции различных структур спинного мозга. Применяет ранее полученные знания о строении и функциях нервной системы. 4. Новая тема. ЦНС образована спинным и головным мозгом. На уроке познакомимся со строением и функциями спинного мозга. Какие науки изучают организм человека? (анатомия, физиология, цитология). (Групповая работа) В качестве специалистов цитологов, анатомов, физиологов выступят наши учащиеся по изучению строения и функций спинного мозга. 5. Работа консилиума врачей Сейчас, дорогие друзья, приглашаем всех на консилиум врачей в лечебное учреждение, где будут затронуты все вопросы интересующей нас темы. В работе консилиума примут участие: (представление всех участников) О строении и функции головного мозга и ЦНС человека, нам расскажут врачи. 1. Анатомы (Виктория, Ксения, Марина) 2. Цитологи ( Милена, Денис, Кристина) 3. Физиологи ( Тимерлан, Кадар, Анжелика) 4. Эксперт (Виталий) 5. Специалист медицинской консультации: Орловская Т.В. 6. Выступления учащихся по проблемам: ФИЗИОЛОГИ -Функции больших полушарий головного мозга - Человеческий мозг - Функции спинного мозга АНАТОМЫ - Продолговатый мозг - Промежуточный мозг - Строение спинного мозга ЦИСТОЛОГИ - Средний мозг, мост - Мозжечок - Строение больших полушарий головного мозга 7. Выступление специалиста медицинской консультации: Нервную систему образуют головной и спинной мозг, а также все их ответвления – нервы и нервные узлы. Нервная система состоит из десяти с лишним миллиардов слаженно работающих клеток – нейронов. Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека – спинной мозг. Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный 42-45 см цилиндрический тяж, массой 35-40 г и диаметром около 1 см. Вверху он переходит в продолговатый мозг, а внизу, на уровне I- II поясничных позвонков, заканчивается. Спинной мозг окружен тремя оболочками: твердая – самая наружная; паутинная – средняя, мягкая – самая внутренняя расположена внутри от твердой и защищен позвоночником. Оболочки служат для защиты нервной ткани от механических повреждений; Спинной мозг состоит из белого вещества, находящегося по краям, и серого вещества, расположенного в центре и имеющего вид крыльев бабочки. В сером веществе находятся тела нервных клеток, а в белом — их отростки. На поперечном срезе спинного мозга видно, что узкий центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Спинной мозг состоит из 31 сигмента (8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 – поясничных, 5 – крестцовых и 1–2 копчиковых). Каждая пара спинномозговых нервов начинается двумя корешками: задним (аксоны чувствительных нейронов) и передним (аксоны двигательных нейронов) Функции спинного мозга: рефлекторная и проводящая . 1.Проводниковая - проведение импульсов от органов и тканей; - осуществляется связь между спинным и головным мозгом. 2.Рефлекторная - регуляция работы внутренних органов; - расположены центры многих безусловных рефлексов; - осуществляет произвольные движения. Повреждения спинного мозга Спинной мозг очень чувствителен к повреждениям. В отличие от других частей тела, спинной мозг не способен восстанавливаться, если он поврежден. В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич обеих рук и обеих ног. Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части спины, это может вызвать паралич обеих ног. Биологические задачи Работая в группах, обсудите и придите к общему решению биологической задачи · Лист тянется к свету, червь ползёт в темноту, лягушка ищет влажные места, собака отвечает на зов, человек отдёргивает руку от горячего предмета. Почему? · Человек шел босиком, наступил на острый предмет и его нога моментально отдёрнулась; внезапно зазвонил телефон и вы протягиваете руку к телефонной трубке; при зажигании света в тёмной комнате человек зажмуривается; у собаки, принимающей пищу, вид кошки вызывает прекращение выделение слюны; новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Какие из предложенных примеров относятся к безусловным рефлексам, а какие – к условным? Ответ поясните. · На лицо спящего человека сел комар. Он отогнал насекомое рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица? 8. Формативное оценивание ФИ ученика:___________________________ Класс: 7 Раздел: 7.3С – Координация и регуляция Цели: изучить строение и функции центральной нервной системы На рисунке представлено строение головного мозга.
А) Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга? (укажите буквы и названия отделов .............................................................................……………………………………………………………. В) Назовите отдел, нарушение которого приводит к неустойчивой походке и несогласованности движений? (ответ начните с буквы) ................................................................................................................................................................................ С) Назовите отдел, обозначенный буквой А, и его функции (не менее двух функций ).……………………………………………………………………………………………………………….. D) Что произойдет, если у человека будет повреждена затылочная доля коры больших полушарий?…………………………………………………………………………………………….….......
9. Дом. задание: п. 43 10. Конкурс – «Пятый лишний» Я буду называть для вас слова, вам нужно выбрать в каждой строчке лишнее слово, и назвать его:
|
Схемы строения головного мозга. Таблицы.
Схемы строения спинного мозга Таблицы с изображениями спинного мозга Объединение в группы по карточкам Видеосюжеты по теме Интерактивные задания
Взаимопроверка
РЕЗЕРВ | |||||||||||||||||||||||||
Конец урока |
Рефлексия Я могу…Я запомнил…Я затрудняюсь…Мне не удалось… Я не отвлекался и был внимательным … Я активно работал ... Я выдвигал интересные мысли … Я помогал одноклассникам, работая в группе… |
| |||||||||||||||||||||||||