Лингвистическая переменка «Знатоки русского языка»
Цели: развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку и литературе;
расширить кругозор учащихся;
воспитывать культуру поведения и этикет учащихся
Ход мероприятия:
1. Вступление учителя:
А.И.Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:
“Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами…. Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… И его мысли станут моими…”
2. Ответьте на вопросы:
3. Загадки-складки:
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем всё… (антракт).
На время что-то прекратив,
Мы объявляем … (перерыв).
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим … (передышку).
После уроков непременно
Нужна ребятам… (перемена).
1. Я антоним к слову зной
Я в реке, в тени густой,
Я в бутылке лимонада
А зовут меня… (прохлада).
2. Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я … (конец).
3. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна
Называюсь… (тишина).
4. Задачки для сообразительных:
1) Задача–шутка.
Шел по дороге старик, а навстречу ему боец “ здравствуй отец”, - говорит боец. А старик ему отвечает “здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)
2) Почему по-разному пишутся слова, близкие по звучанию.
3) Как большой дом превратить в маленький?
(Прибавить к слову дом суффикс -ик, домик)
4.)Игорь написал на доске прописью:
“Сто сорок и сто сорок будет двести”.
Допустил ли он ошибку в вычислении? (Нет, если он правильно расставил ударения).
5. Игровые вопросы.
1. Когда мы употребляем выражение “ чучело гороховое” и почему? Что оно обозначает?
2. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Прошитую на машинке)
3. У каких башмаков не бывает каблуков? (Для торможения вагонов)
4. Каким ключом нельзя открыть замок?
5. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
6. О каком слове идет речь:
Союз – мой первый слог,
Второй мой слог – предлог,
А целое – у молодца
Посреди лица. (Нос)
7. Подведение итогов мероприятия