"Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Каменка ауылының  жалпы орта  білім беретін  мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение  "Общеобразовательная школа  села Каменка отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области

Әлеуметтік желілерімізде

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Лингвистическая переменка «Знатоки русского языка»

02.10.2018

Лингвистическая переменка  «Знатоки русского языка»  

         Цели: развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку и  литературе;

                    расширить кругозор учащихся;

                    воспитывать культуру поведения и этикет учащихся

        

Ход мероприятия:

1. Вступление учителя:

А.И.Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:

“Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами…. Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… И его мысли станут моими…”

  • Какая наука изучает язык?
  • Из каких разделов она состоит?

2. Ответьте на вопросы:

  • В каком слове сорок “а”? (Сорока)
  • В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, сток)
  • Что надо делать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Кость - гость)
  • Как можно превратить слово семя в слово семья?
  • В названии какого дня надели есть удвоенная согласная?
  • В каком глаголе “нет” слышится 100 раз?

3. Загадки-складки:

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем всё… (антракт).

На время что-то прекратив, 
Мы объявляем … (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим … (передышку).

После уроков непременно
Нужна ребятам… (перемена).

1.     Я антоним к слову зной

Я в реке, в тени густой,
Я в бутылке лимонада
А зовут меня… (прохлада).

2.     Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я … (конец).

3.     Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна
Называюсь… (тишина).

 

4. Задачки для сообразительных:

1) Задача–шутка.

Шел по дороге старик, а навстречу ему боец “ здравствуй отец”, - говорит боец. А старик ему отвечает “здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)

2) Почему по-разному пишутся слова, близкие по звучанию.

  • Деревенский старожил.
  • Сад колхозный сторожил.

3) Как большой дом превратить в маленький?

(Прибавить к слову дом суффикс -ик, домик)

4.)Игорь написал на доске прописью:

“Сто сорок и сто сорок будет двести”.

Допустил ли он ошибку в вычислении? (Нет, если он правильно расставил ударения).

  5. Игровые вопросы.

1.     Когда мы употребляем выражение “ чучело гороховое” и почему? Что оно обозначает?

2.     Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Прошитую на машинке)

3.     У каких башмаков не бывает каблуков? (Для торможения вагонов)

4.     Каким ключом нельзя открыть замок?

5.     Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

 

6.     О каком слове идет речь:

Союз – мой первый слог,

Второй мой слог – предлог,

А целое – у молодца

Посреди лица. (Нос)

7.     Подведение итогов мероприятия

 

 

 

Просмотров: 550


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст