Тема: «Я – патриот»
Лейтмотив урока: Я – ПАТРИОТ - ГРАЖДАНИН
Цель: воспитание патриотизма
Задачи: 1. Формирование у учащихся казахстанского патриотизма, миролюбия, национального согласия, углубление и расширение знаний и представлений детей о нашей Родине;
2. Развивать чувство патриотизма и гражданственности у учащихся, стремление быть полезным для своей страны;
З. Воспитание патриотических чувств, любви, уважения к своей Родине, своему городу, семье и школе.
Оборудование: иллюстрации, фотографии, музыка.
«Быть патриотом своей Родины –
это носить Казахстан в своем сердце!»
Н. Назарбаев
Ход урока:
1. Приветствие. Огр. Момент. Исполнение гимна на государственном языке.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы вновь все собрались после долгих летних каникул. Я очень рада увидеть вас всех в нашем классе отдохнувшими и повзрослевшими. Желаю успехов в новом учебном году, здоровья вам и вашим близким, мирного неба в нашем государстве.
Пролетело лето, как комета.
Листья на деревьях пожелтели,
Кончились каникулы и лето,
Птицы лишь пока не улетели.
Прозвучал знакомый школьный вальс,
На уроки приглашая вас.
2. Разминка:
Для того, чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем уроке, нужно сначала разгадать кроссворд:
1) Один из символов Республики Казахстан. Он изображается на печатях, монетах.
2) Птица, изображенная на флаге Республики Казахстан. Символизирует свободу и независимость.
3) Средство передвижения кочевников.
4) Торжественная песня, символ государственного суверенитета. Исполняется в школах на линейках, на разных собраниях.
5) Основа герба, его сердце. Он символизирует очаг, семью.
6) Государственный символ, сине-голубое полотнище с золотым солнцем и орлом в центре.
По вертикали получилось слово «Родина».
- Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали о чем сейчас пойдет речь.
Давайте тихо, но с вдохновением произнесём это слово. Что вы почувствовали, проговорив это слово? (теплоту, торжественность, доброту…). Что означает для вас это важное слово?
3. Викторина:
Самое прекрасное на свете — Родина. У каждого человека есть своя Родина. И каждый любит ее. Любит место,
где он родился и живет. Любит свой родной язык. Без Родины и без своего народа человек не может жить.
Слышишь песенку ручья? Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья? Это – Родина твоя.
Школа, где твои друзья, - Это – Родина твоя.
Руки матери твоей, Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина – Это тоже Родина.
- Какое государство является нашей Родиной?
- В любом государстве есть свои законы, правила, по которым живут все граждане.
- Как называется основной закон нашего государства? (Конституция).
- Когда была принята Конституция нашего государства? (30 августа 1995 года)
- Правильно, и совсем недавно мы, жители Казахстана, отмечали День Конституции.
- Вы, как граждане Казахстана, какие имеете права и обязанности? (основное право — учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины)
-Вы имеете право учиться в школе, получать бесплатное образование.
А какие обязанности вытекают из этого права?
Каждый гражданин Республики Казахстан обязан получить среднее образование.
А знаете ли вы, что в мире есть много ваших сверстников, которые не имеют возможности посещать школу и даже не умеют читать и писать.
— Ребята! Все мы и каждый из нас в отдельности — частички огромной страны — Республики Казахстан. Мы — граждане своей страны. Гражданство дает не только чувство принадлежности к своей стране, но и большие права и обязанности.
- А в каком году Казахстан обрёл Независимость? (16 декабря 1991 г.)
- Есть в истории даты, которые поневоле заставляют оглянуться назад и не только для того, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы понять будущее. В 1991 году 16 декабря был принят конституционный закон РК «О Государственной Независимости РК». Именно в этот день сбылась мечта всех поколений нашего народа. На древней казахской земле было провозглашено молодое государство. 2016 год – это год, олицетворяющий особый период в жизни каждого казахстанца. Мы становимся свидетелями торжественного празднования 25-летия со дня провозглашения Независимости Республики Казахстан. На протяжении 25-ти лет, совершив невероятный рывок в
историческом развитии, казахстанцы сообща трудятся над созданием сильного, динамичного, современного государства под руководством Лидера Нации, Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.
Благодаря единству, сплоченности и твердости духа мы добились экономического развития, гражданского согласия.
Казахстан вышел на качественно новый этап государственного строительства, переход к которому определен Пятью институциональными реформами, выдвинутыми Главой нашего государства. Базовым вектором Плана нации стала общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік Ел», суть которой – в формировании Нации Единого Будущего для успешного вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых государств мира.
Впереди казахстанцев ждет еще много новых успехов и свершений на пути к нашей священной и достойной стране «Мәңгілік Ел».
- Вы знаете, кто такой патриот? (ответы учащихся)
4. Составление кластера (работа в группах с последующей презентацией):
Закончите фразу: «Патриотом называют человека, который….»
- Давайте заглянем в толковый словарь
Даля: «Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
- Попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этому понятию.
Прежде всего, это любовь к своей стране, особое эмоциональное переживание своей принадлежности к ней, чувство гордости за нее. Это состояние души, чувство долга и ответственности перед родной землей, где ты родился, вырос, где прошло твое детство. Патриотизм – синоним слова «уважение». Относится с уважением к своей стране, языку, флагу, народу.
И, скорее всего, это залог нашего дальнейшего благополучия. Страна с патриотами – это процветающая страна.
Патриотизм – важная духовная ценность казахского народа.
Патриотизм – это безмерная любовь к своему народу, гордость за его успехи, переживания за неудачи. Казахстанский патриотизм – это прежде всего чувство не отдельно взятого человека, а чувства представителей всех наций и народностей, проживающих на нашей земле.
5. Составим ассоциативный ряд «Патриот, кто он?» («Мозговая атака»)
- Каждый, кто любит то место, где родился и вырос
- Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
- Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
- Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
- Готов стать на защиту Отечества
- Отстаивает престиж свой страны
- Знает государственную символику
- Готов отдать своей родине все силы и способности
- Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом
- Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством
- Знает свой родной язык
- Знает историю своей страны, гордится своими предками.
- Любить и защищать Родину — это значит быть патриотом, гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы страны, выполнять свои обязанности, быть активным и чтит традиции, культуру.
6. Разминка:
-Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
-Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.
- Если уверены в своих силах, топните ногой.
-Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
-Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
-Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
-Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.
- Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.
7. Игра «Составь пословицу»:
Одна у человека мать — …(одна и Родина)
Тот герой…(кто за Родину горой)
Человек без родины,…( что соловей без леса)
Для Родины своей…(сил не жалей)
-А вы, ребята, считаете ли себя патриотами своей Родины? В чем это проявляется?
8. Рефлексия «Корзина идей»:
9. Итог урока:
Наш урок подошел к концу. Я надеюсь, что вы, ребята, станете достойными патриотами нашей Родины. Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.