"Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Каменка ауылының  жалпы орта  білім беретін  мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение  "Общеобразовательная школа  села Каменка отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области

Әлеуметтік желілерімізде

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Сценарий мероприятия, посвященного Дню памяти жертв голода и политических репрессий.

01.06.2017

Сценарий мероприятия, посвященного Дню памяти жертв

голода и политических репрессий.

Цели:

1. Познакомить учащихся с тем,что массовые репрессии являются следствием создания лагерной экономики 2. Воспитывать чувства глубокого уважения к жертвам репрессий. 3. Познакомить на местном материале, как период репрессий нашел свое отражение в нашем  крае. Оформление

– проектор, презентация «Сталинские репрессии в Казахстане», видеоролики о депортации немцев в Казахстан, о лагере для репрессированных «АЛЖИР».

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово учителя истории. Когда в степи зацветают красные тюльпаны в Казахстане отмечают День Памяти жертв голода и политических репрессий. Кажется сама природа разлилась кровью, вспоминая страшные дни 20-30х годов, когда в степь пришла смерть. Чтобы оставаться людьми – нужно помнить. Сколько в человеке памяти – столько в нем и человека. Знать,что происходило с твоим народом,  в твоей стране, не только наш гражданский, но и человеческий долг. В 1921 году произошла трагедия Голодной степи – тогда произошло массовое

уничтожение народа. Голод был в поволжье, на Украине, но для казахов он был страшнее во много раз, они ведь не знали тогда земледелия, а джут 1921 года уничтожил почти 80% скота. И грянул голод, люди ели кору, траву – степь из кормилицы превратилась в ловушку, люди бежали из аулов в города, на станции в надежде найти пропитания и умерали в пути. 30-ые годы принесли народу Казахстана новые испытания.Началась конфискация скота и степняки вымерали сотнями тысяч, целыми аулами,районами. В Казахстане в 30-е годы умерло голодной смертью 1 млн.750 тысяч человек казахов, 200 тысяч представителей других этносов. Получается, что умер каждый второй.В это трудно поверить – каждый второй! Это был голодомор, невидиданное убийство своего же населения устроили не

просто так. По всей стране отбиралихлеб и обрекали людей на смерть, потому что хлеб продавали для того, чтобы  купить машины и оборудование на Западе. Миллионами жизней была оплачена индустриализация.

Учитель истории

       20 января 1998 года – Указом Президента утверждены профессиональные праздники и памятные дни в Республике Казахстан. Была  установлена дата  Памяти  жертвам политических репрессий – 31 мая. В этот день мы вспоминаем   незаконно осуждённых, расстрелянных и  репрессированных людей. Это мероприятие   посвящается 

им: мы помним о них, мы скорбим. 

Мы задумчиво-грустными стали,

Но от прошлого, нет, не уйти:
Помним мы, как опричники Сталина

В лагеря нас на Север везли.

II.История политических репрессий    

Политические репрессии  начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и те, кто просто был  не согласен с их политикой. Репрессии проводились и по социальному признаку: против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, предпринимателей.

  Политические репрессии продолжались  и после окончания гражданской войны. Они приобрели массовый характер с началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, а также с укреплением личной власти Сталина.

  Первая  категория – люди, арестованные по политическим обвинениям органами государственной безопасности и приговоренные судебными или квазисудебными (ОСО, «тройки», «двойки» и т.п.) инстанциями к смертной казни, к разным срокам заключения в лагерях и тюрьмах или к ссылке. 

Другая категория репрессированных по политическим мотивам – крестьяне,

административно высланные с места жительства в ходе кампании «уничтожения

кулачества как класса». Всего за  1930–1933 годы  вынужденно покинули родные деревни от 3 до 4,5 миллионов человек. Часть из них были арестованы и приговорены к расстрелу или к заключению в лагеря. 1,8 миллиона стали «спецпоселенцами» в необжитых районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Казахстана. Большинство лишились имущества и их расселили в пределах своих же областей. Многие крестьяне бежали из деревень в большие города и на  стройки, спасаясь от репрессий, коллективизации и  голода, ставшего последствием сталинской аграрной политики и унесшего  жизни от 6 до 9 миллионов человек. 

Третья  категория жертв политических репрессий – народы, целиком депортированные с мест традиционного расселения в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. В  села Казахстана были выселены люди разных национальностей: поляки, немцы, ингуши и другие.

 Наиболее масштабными эти административные депортации были во время  Великой Отечественной войны. Одних выселяли насильно, как потенциальных пособников врага (корейцы, немцы, греки, венгры, итальянцы, румыны), других обвиняли в сотрудничестве с немцами во время оккупации (крымские татары, калмыки, народы Кавказа). Общее число высланных и мобилизованных в «трудовую армию» составило до 2,5 миллионов человек ( на интерактивной доске):

Национальность

Год  депортации

Количество

высланных

Корейцы

1937–1938

172000

Немцы

1941–1942

905 000

Финны, румыны, другие национальности союзных с Германией государств

1941–1942

400000

Калмыки

1943–1944

101000

Карачаевцы

1943

70000

Чеченцы и ингуши

1944

485000

Балкарцы

1944

37000

Крымские татары

1944

191000

Турки-месхетинцы и другие народности Закавказья

1944

100000

Итого:

2461 000

 

 

Просмотр видеоролика о депортации немцев в Казахстан

III.  Массовые политические репрессии — одна из самых печальных страниц в истории Казахстана. Здесь находились самые крупные лагеря структуры ГУЛАГа –АЛЖИР, Степлаг, Карлаг. Республика  превратилась в одну большую тюрьму. За годы репрессий

в лагеря Казахстана было сослано более  5 миллионов человек.

    В период  с 1921 по 1954 годы в Казахстане  было осуждено 100000 человек,

к 25000 из них  была применена высшая мера наказания – расстрел.

Прямым результатом становления тоталитарной власти стало раскручивание репрессивной машины. Как результат этого - усиление политических преследований участников партии Алаш, которые высказывались против политики центра. Далее следовали нарушения прав человека и республики.

В период с 1937 по 1938 года в Казахстане прошли массовые репрессии. Всех «неверных» под разными предлогами  удаляли из республики. Многие были сняты со своих постов.

К концу 20-х годов  подозрительность и нагнетание стали всеобщими. В 1928 г. были репрессированы  бывшие деятели Алаш  – МыржакыпДулатов, Магжан  Жумабаев, АхметБайтурсынов.  Положение в республике чрезвычайное: везде ищут врагов, на шахтах подстраиваются аварии, которые впоследствии объясняются этими происками. Повсеместно фабрикуются уголовные дела, проводятся чистки в партийных организациях. В это же время были созданы лагеря – Сазлаг, Карлаг, Алжир и многие другие.

Была уничтожена  национально-либеральная интеллигенция, почти все видные

деятели партии Алаш

Магжан Жумабаев       

Алихан Букейханов

Мухамеджан Тынышпаев

Излюбленным объектом сталинских репрессий выступали  местные партийные деятели – так называемые национал - уклонисты. По сталинской системе  они подвергались моральному  и физическому уничтожению.

Просмотр слайдов 1-32 презентации «Сталинские репрессии в Казахстане» IV.Заочное путешествие по точкам КАРЛАГа.

Я проведу экскурсию по 29 точке . В 50 км. От Астаны по Астраханской трассе

находится старинное  русское переселенческое село Семеновка, сворачиваете у дорожного указателя и через 3 км. вы  в Новоишимке. В 1932 году на левом берегу Ишима начали строить 2 длинных барака, а в 1933 году сюда привезли первых переселенцев, раскулаченных из Забакалья.

Село Садовое , старые люди называют его 30-я точка, она возникла в 1933-1934 гг. На берегу Ишима построили несколько бараков и привезли сюда раскулаченных. Бараки не сохранились, их снесли недавно, из пересенцев в живых никого не осталось. Зеленый Гай – маленькое уютное село, почти никто не знает, почему оно называлось 32 точкой. Но мне рассказали, что история этого села очень трагична. В 30-е годы сюда привезли раскулаченных и бросили посреди степи. Люди умирали, как мухи, кое-как обжились , построили землянки, потом научились  делать саман  стали строить дома. В 1936 году сюда привезли поляков, потом молдаван,

немцев, а потом крымских татар.

Село Приозерное. Мы гордимся этим селом, здесь есть все , чтобы нормально жить, работать и отдыхать. Это была точка 31, это село и есть памятник тем, кто первыми жили на этой земле, голодали, мерзли, страдали, были бесправными и

униженными только за то, что работали, были зажиточными, хотели быть достойными

людьми.

Село Каменка (каз. Каменка) — село вАстраханском районе Акмолинской области Казахстана. Административный центр и единственный населённый пункт Каменского сельского округа. Находится примерно в 51 км к юго-востоку от центра посёлка Астраханка.Село расположено на левом берегу реки Ишим. В 1999 году население села составляло 1023 человека (494 мужчины и 529 женщин). По данным переписи 2009 года, в селе проживали 863 человека (442 мужчины и 421 женщина). В 1989 г. 55 % населения села составляли немцы. Населённый пункт возник как посёлок для спецпоселенцев (трудпосёлок №10) в составе КарЛАГа.

( разговор с аудиторией о том, кого из односельчан можно считать очевидцами  и жертвами политических репрессий, какой информацией о жизни в те страшные времена обладает нынешнее  молодое поколение)

Село с милым, добрым  названием Малиновка. Мало, кто знает, что это бывшая 26 точка, филиал КАРЛАГа, Акмолинский лагерь жен изменников Родины, знаменитый Алжир, официально ЧСИР - лагерь членов семей изменников Родины.

КОПАЛИ ГЛУБОКУЮ ЯМУ...
Вспоминает бывшая узница Карлага А. Михайловская: «Расскажу, как хоронили заключенных. Умирало по несколько человек в сутки. Копали яму глубокую и широкую, чтобы вместилось не меньше 20–25 человек. Бросали голых, куда голова, куда ноги, куда руки...
Это были скелеты, обтянутые кожей. Невозможно было столько выкопать могил, сколько в сутки умирало людей. Ведь условия были ужасные. Голод, холод, вши, клопы и непосильный труд».
ДЕТГОРОДОК  (просмотр презентации «Сталинские репрессии в Казахстане», слайды 33-38)

«Мамочкино кладбище», место захоронения детей узников Карагандинского лагеря. Поселок Долинка Карагандинской области, сентябрь 2006 года. Мария Барковская, 1914 года рождения, осуждена ОСО НКВД СССР по 58-й статье. В Долинке 21 мая 1940 года она родила дочь, которую назвала Тамарой.
Мария Барковская вспоминает: «Как я помню, недалеко от Долинки, позже в советское время это был совхоз «Карагандинский», на центральной усадьбе его находились огромная женская зона ЦПО и детгородок, где содержались дети заключенных матерей до двухлетнего возраста, потом детей отправляли по детским домам. Матерей водили на кормление под конвоем, который над ними зачастую куражился, всячески стараясь унизить и дать понять, что, мол, «какая она мать – враг народа» и не имеет права воспитывать ребенка.
Детей очень много умирало. В холодном коридоре стояло несколько бочек, куда трупики мертвых детей складывали, и там бегали крысы и часто грызли эти окоченевшие трупики.
А каково матери? Набирали определенную партию мертвых детей и потом хоронили недалеко от детгородка (это кладбище частично дожило до наших дней – 2005 год). Это там, где конечная остановка маршрута № 5 в совхозе «Карагандинском».
Так вот, направо от остановки было кладбище заключенных женщин и их детей. Сейчас там свалка, но кое-какие следы захоронения остались. Хоронили заключенных и детей «пачками», без гробов, вместо памятника столбики с дощечками – на них номер, а то и вовсе без ничего. Как говорилось, «лекпом спишет» (лекпом - медработник, помощник лекаря)».

В отделении КАРЛРГА на 26 точке в так называемом АЛЖИРе – легере жен изменников родины отбывали срок жены партийных и советских работников вместе со своими малолетними детьми, через этот лагерь прошло более 18 тысяч женщин. Жертвами чудовищного преступления сталинского режима – депортации народов – стали курды, немцы, поляки, чеченцы. Нам не дано понять, как страдали эти люди, изгнанные злой волей Сталина со своих родных мест, вынужденные скитаться на

чужбине: не было мест в бескрайней степи, где бы ни  мучали каторжным трудом спецпереселенцев в точках КАРЛАГа.

1937 год – год расстрельный, когда были уничтожены лучшие представители

казахского народа, только в нашей Акмолинской области, жертвами незаконных репрессий в 30-40 е годы стали 5400 человек.

Да будет вечной память о тех, кто умер голодной смертью, кто испытывал на себе глумление над своим человеческим достоинством, кто даже в страшных сталинских лагерях сохранил человеческое достоинство.

Вечная им память!Минута молчания.

Наш рассказ о КАРЛАГе был бы неполным, если бы мы не посетили еще одно

место, это не точка КАРЛАга , это старый казахский аул Мортык. Жители этого села были свидетелями тех страшных времен. Им тоже жилось нелегко, но они не остались безучастными свидетелями к переселенцам и чем могли помогали им.

Просмотр видеоролика «Один народ, одна страна, одна судьба. «АЛЖИР»

Мы стояли как каменные истуканы

И только губы шептали : за что?

Всех в чувство привел хохот охраны

Ох, степнячки, ох молодцы,

А женщины опустошив карманы,

схватили ребятишек и ушли.

Отсмеявшись начальник охраны,

Выдал нам такое резюме:

Врагов народа нигде не любят

Ни в ауле, ни в Москве.

Мы молча продолжали работу.

Лицо горело от обиды и камней.

Ну ладно, мы враги народа,

Но разве можно так воспитывать детей?

Неся охапку камыша, я поскользнулась

И рухнула на лед ничком,

Упав щекой на камень,

Брошенный мальчишкой- степняком.

О, Господи! Да это ведь не камень

От него так пахнет молоком

И в душе затрепетал надежды пламень,

А в горле встал удушья ком

Так вот, что придумали старики,

Вот за что женщины детьми рисковали:

Они нас от болезни берегли,

Они нас от безверия спасали.

Они поняли, что мы не враги,

А просто несчастные женщины

И чем смогли – помогли,

Поразив нас своей человечностью.

Я молча поползла по льду,

Собирая драгоценные камни.

Теперь я отводила от них беду,

Спасая их от охраны.

А ночью в холодеющем бараке

На оскверненной палачами земле

Я, немка, молилась мусульманскому богу,

Но ничего не просила себе.

Я просила старикам – здоровья,

Женщинам- матерям – счастья, Но особенно я молилась за детей,

Чтобы они не увидели несчастья.

Я прошла все круги ада,

Потеряла веру и друзей,

Но одно я теперь твердо знаю,

Что только так и надо воспитывать детей.

Песня «Земля Казахстана»

В небе беркут - свободная птица

В небе солнце над степью ковыльной

И хочу я земле в пояс поклониться

Той земле, на которой довелось мне родиться

И хочу я земле в пояс поклониться

Той земле, на которой довелось мне родиться

Вихри времени в чёрные годы

В степь заснеженную гнали народы

Позади униженья, боль утраты и страхи

Их голодных, замёрзших согревали казахи

И делились последней рубахой и кровом

Изболевшие души лечили они мудрым словом

Мы молились Иисусу, и молились Аллаху За доброе сердце степного казаха Ты бескрайняя степь нашей Родиной стала Ты щедра к своим детям Земля Казахстана Ты давала кумыс свой целебный испить Без тебя мне не петь, без тебя мне не жить На территории Казахстана создано более 31 памятника  жертвам репрессий 1998 г. Памятник жертвам  репрессий. «Ахимбектау», «Гора облика утешения».  СКО, Тайыншинский район, с. Волынск. Памятник «Гора облика утешения» основанный в 1998 году, расположен недалеко от села Летовочное. Был поставлен крест в память жертвам репрессий - казахстанская Голгофа. Она находится в центре Евразии на половине пути между Фатимой и Хиросимой. На кресте, на четырёх языках: казахском, русском, немецком, польском написано:  – «Богу – слава. Людям – мир. Мученикам – царство небесное. Народу Казахстана – благодарность; Казахстану – процветание». Заключительное слово преподавателя: Прошло уже не одно десятилетие, как исчезли с лица земли деревянные и саманные бараки и конвоирские вышки, канули в прошлое страшные комендатуры, бескрайняя степь, которая стала тюрьмой и ласковым домом для сотен жертв сталинского режима, давно изменилась. И сами переселенцы старались изменить свою жизнь. Это видно из названия сел, которым они дали звучные, красивые поэтические названия: 26 точка – Акмол (Малиновка ) 27 точка -  Раздольное 28 точка–Новостройка 29 точка –Новоишимка 30 точка–Садовое 31 точка –Родина 32 точка –Зеленый Гай 10 точка -Каменка Многие годы наша история была гладкой, причесанной, героической, народ в едином порыве совершал только героические дела, но в действительности народ не только шел парадным шагом под красными знаменами, но и скорбным строем за колючей проволокой. Заключенныеи спецпереселенцы своим трудом в ужасных условиях создавали материальные ценности, освоили новые земли, вдействительности строили это пресловутое «светлое будущее» и они заслужили право на память 31 мая! Сегодня мы с вами смогли коснуться истории, которая круто изменила многие судьбы. Очень много вопросов останется у нас с вами. Зачем? Почему? Для чего страдали  люди? Наверно, никто уже не ответит нам. Жизнь продолжается. Мы живем в другом мире, где нет насилия, неравенства. Все национальности живут в мире и согласии. Пусть так будет всегда!

Просмотров: 4941

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст